If you can't beat them, dress better than them
Сейчас читаю "К востоку от Эдема" Стейнбека.
Намного интереснее, чем "Гроздья гнева", хотя там нет никаких разворачивающихся фоном глобальных событий. В романе просто показывается история трех семей. Первая семья - Траски, небогатая семья пьяницы-бывшего вояки, растящего двух сыновей от разных матерей, между которыми довольно сложные отношения болезненной любви-ненависти. Вторая семья - это семья доброго, но чудаковатого изобретателя Сэмюэла Гамильтона. И наконец, третья - это Эймсы, добропорядочный средний класс, внешне идеальная семья с красавицей и умницей дочкой, но на деле умница-красавица - харизматичный манипулятор и жестокая социопатка, неспособная к любви, к состраданию и движимая исключительно желанием побороть скуку.
Вообще ранее я не встречала в классической литературе героев-социопатов, через призму которых мы бы наблюдали события. Да, были шизофреники, были одержимые, но вот именно расчетливых психопатов я не припомню.
Впрочем, даже сам Стейнбек, изначально поставив себе цель изобразить монстра, при написании романа проникся симпатией к Кэти. Как он говорит, она стала такой, потому что окружающих не волновало, чего хочет она сама. С Кэти произошло по сути то же, что и с Эми Эллиотт-Данн из "Исчезнувшей": окружающие создавали у себя в воображении выдуманный идеальный образ с внешностью Кэти и отказывались принимать то, что Кэти не такая. Она корыстна, она расчетлива, она любит секс, причем нетрадиционный (сбежав от мужа, она устраивается в бордель и по сути работает платной доминой), она совершенно не настроена на семью и материнство - все эти качества у другого человека окружающие бы приняли. Да, поворчав, да, с насмешками или с осуждением, но приняли бы. Но не у девушки с внешностью ангела, от нее общество прямо-таки требует быть романтической непорочной феей, дышащей духами и туманами, мягкой, доброй, послушной. Все попытки Кэти честно сказать, что она не такая и такой быть не хочет, встречают сначала недоумение и недоверие ("ну что за глупости, милая, конечно, ты хочешь жить в глуши на ферме, конечно, ты хочешь детей, как же иначе-то?!" - вопрошает ее муж Адам Траск, и честно, мне кажется, что он вполне себе заслужил ту пулю), а потом возмущение и страшный гнев, как было с ее любовником мистером Эдвардсом, избившим ее так, что она едва не умерла. Недаром в Библии одна из заповедей - это "Не сотвори себе кумира". Потому что когда кумир падает с пьедестала и оказывается живым человеком со своими слабостями, ему не прощают ничего из того, что спокойно простили бы простому смертному.
По сути и Кэти, и Эми стали социопатками не только из-за врожденной предрасположенности, но и потому что общество, включая их родителей, постоянно отвергало их самих, говоря им: "тебя нет, такая, какая ты есть, ты нам не нужна, ты должна быть совершенно другим человеком. чтобы мы тебя приняли". Немудрено, что обе они прониклись презрением к окружающим людям, вынуждающим их жить не своей жизнью, чтобы, не дай Бог, эту иллюзию не разрушить. Окружающие просто перестали для них обеих быть чем-то ценным, если общество не хочет воспринимать их как живых людей, а не как красивых кукол, призванных воплощать сказку в реальность, то оно заслуживает того, чтобы с ним поступать также. Не считаться с желаниями окружающих, не заботиться об их страданиях, считать их исключительно инструментами для достижения целей.
С другой стороны, понятно, что такой огромный кредит доверия в начале от окружающих затягивает. Можно, конечно, пытаться изменить свою внешность, манеры, голос, работать над тем впечатлением, которое ты производишь на людей, чтобы не создавать у них при первом же знакомстве образ невинного ангела, чтобы потом не было возмущений и разочарований. Но эта сила обаяния, хотя и оборачивается потом злом для самих же носителей, сначала дает им возможность получать свое быстрее и легче. От такого трудно отказаться.

@музыка: Puscifer - Trekka

@темы: Книги