Часто замечаю, что в обсуждениях эмоциональности смешивают понятия внешней и внутренней эмоциональности. Внешней улыбчивости, подвижности, быстрой реакции и действительной склонности принимать все близко к сердцу, подверженности перепадам настроения, ранимости. А ведь это далеко не тождественные понятия. Человек может быть вспыльчивым, может быть шебутным, смешливым, у него может быть богатый интонациями голос, подвижная мимика, но при этом внутри себя он может оставаться предельно хладнокровным, расчетливым, спокойным. И наоборот, внутри внешне замкнутого человека может быть буря эмоций.
Для меня лично показателем эмоциональности человека всегда было то, насколько он способен управлять внешними проявлениями своих эмоций. Способен ли он улыбаться, когда на душе его скребут кошки? Способен ли он выразить сочувствие тогда, когда он вовсе не считает то, из-за чего переживает другой человек, поводом для страданий? Или когда человек ему неприятен? Способен ли он приглушить свою радость, если рядом кому-то плохо, или даже если он захочет, его восторг все равно вырвется наружу?
А еще показательно то, насколько эмоции оказывают воздействие на ключевые решения в жизни человека. Естественно, решения не из разряда, какой сериал сегодня посмотреть, какой гель для душа купить или какие песни закинуть в плейлист. А именно главные. С кем связать свою жизнь. Какую работу выбрать. Сколько детей родить.
Если брать соционику и ПЙ, то, наверное, это скорее относится к эмоции в ПЙ. Но если с 1Э все понятно - эмоции будут играть в жизни этого человека ведущую роль, а вот способность адекватно их выражать будет зависеть от соционики, то что будет с 2Э? Ясно, что он будет готов подстраивать выражение своих эмоций под других, но насколько они для него важны? Насколько будут влиять на его решения?